Сравнительный анализ мнения врачей и пациенток акушерско-гинекологического профиля по вопросам коммуникации
https://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-5-9-17
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты изучения коммуникативных паттернов, сложившихся в повседневной акушерско-гинекологической практике, а также сравнительный анализ представления о них пациенток и врачей. Цель исследования – изучить и сравнить мнения врачей и пациенток акушерско-гинекологического профиля по вопросам коммуникации. Материалы и методы. Были опрошены 491 акушер-гинеколог и 975 пациенток, находившихся на лечении в акушерско-гинекологических стационарах и женских консультациях. Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ SPSS v 24.0. Качественные данные выражали долями (%), для которых рассчитывали 95 % доверительный интервал (95 % ДИ) по методу Уилсона. Значимость различий между группами с номинальными переменными оценивали с помощью критерия χ2 (значимыми считали различия при p ≤ 0,05). Результаты. Выявлено, что трудности коммуникации всегда возникают у 3,1 % пациентов и 25,3 % врачей. За большую вовлеченность больных в процесс принятии решений в отношении тактики лечения высказываются 67,5 % пациентов и только 8,8 % врачей. Врачи значительно чаще пациентов испытывают трудности коммуникации, редко удовлетворяют потребность пациентов в получении информации о состоянии их здоровья в полном объеме. Обсуждение. В настоящее время пациенты всё чаще хотят участвовать в обсуждении своего диагноза и тактики лечения наравне с врачом. Новизной данного исследования является сравнение ответов на одинаковые вопросы от пациентов и врачей, что позволяет оценить две точки зрения участников коммуникации. Заключение. Врачи чаще пациентов испытывают трудности коммуникации, не могут удовлетворить потребность пациентов в получении информации о состоянии их здоровья в полном объеме. Необходимо более широкое внедрение современных технологий в коммуникативный процесс, а выявленные паттерны коммуникации и мнения основных участников коммуникативного процесса должны быть положены в основу при разработке мер, направленных на повышение его эффективности.
Об авторах
К. Р. АмлаевРоссия
Карэн Робертович Амлаев, доктор медицинских наук, профессор
Ставрополь
С. А. Бакунц
Россия
Сюзанна Араратовна Бакунц, врач
Ставрополь
Е. М. Кузьмина
Россия
Елена Михайловна Кузьмина, кандидат медицинских наук
Ставрополь
А. А. Хрипунова
Россия
Алеся Александровна Хрипунова, кандидат медицинских наук
Ставрополь
Х. Т. Дахкильгова
Россия
Хава Тагировна Дахкильгова, кандидат медицинских наук
Ставрополь
Список литературы
1. Амлаев К.Р., Дахкильгова Х.Т., Хрипунова А.А., Блинкова Л.Н. Сравнительный анализ уровня грамотности в вопросах здоровья жителей Северо-Кавказского федерального округа. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(1):86–90. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-1-86-90.
2. Holt J.M., Cusatis R., Winn A. et al. The Impact of Previsit Contextual Data Collection on Patient-Provider Communication and Patient Activation: Study Protocol for a Randomized Controlled Trial. JMIR Res Protoc. 2020;9(9):e20309. https://doi.org/10.2196/20309.
3. Ocloo J., Garfield S., Franklin B.D., Dawson S. Exploring the theory, barriers and enablers for patient and public involvement across health, social care and patient safety: a systematic review of reviews. Health Res Policy Syst. 2021;19(1):8. https://doi.org/10.1186/s12961-020-00644-3.
4. Street R.L. Jr, Makoul G., Arora N.K., Epstein R.M. How does communication heal? Pathways linking clinician-patient communication to health outcomes. Patient Educ Couns. 2009;74(3):295–301. https://doi.org/10.1016/j.pec.2008.11.015.
5. Street R.L. Jr, Haidet P. How well do doctors know their patients? Factors affecting physician understanding of patients' health beliefs. J Gen Intern Med. 2011;26(1):21–27. https://doi.org/10.1007/s11606-010-1453-3.
6. Levy A.G., Scherer A.M., Zikmund-Fisher B.J., Larkin K., Barnes G.D., Fagerlin A. Prevalence of and Factors Associated With Patient Nondisclosure of Medically Relevant Information to Clinicians. JAMA Netw Open. 2018;1(7):e185293. https://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2018.5293.
7. Luff D., Martin E.B. Jr, Mills K., Mazzola N.M., Bell S.K., Meyer E.C. Clinicians' strategies for managing their emotions during difficult healthcare conversations. Patient Educ Couns. 2016;99(9):1461–1466. https://doi.org/10.1016/j.pec.2016.06.017.
8. Schwappach D., Richard A. Speak up-related climate and its association with healthcare workers' speaking up and withholding voice behaviours: a cross-sectional survey in Switzerland. BMJ Qual Saf. 2018;27(10):827–835. https://doi.org/10.1136/bmjqs-2017-007388.
9. Foronda C., MacWilliams B., McArthur E. Interprofessional communication in healthcare: An integrative review. Nurse Educ Pract. 2016;19:36–40. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2016.04.005.
10. Nguyen J., Smith L., Hunter J., Harnett J.E. Conventional and Complementary Medicine Health Care Practitioners' Perspectives on Interprofessional Communication: A Qualitative Rapid Review. Medicina (Kaunas). 2019;55(10):650. https://doi.org/10.3390/medicina55100650.
11. Singh N., Kulkarni S., Gupta R. Is emotional intelligence related to objective parameters of academic performance in medical, dental, and nursing students: A systematic review. Educ Health (Abingdon). 2020;33(1):8-12. https://doi.org/10.4103/efh.EfH_208_17.
12. Sheehan J., Laver K., Bhopti A. et al. Methods and Effectiveness of Communication Between Hospital Allied Health and Primary Care Practitioners: A Systematic Narrative Review. J Multidiscip Healthc. 2021;14:493–511. https://doi.org/10.2147/JMDH.S295549.
13. Jansen R., Reid M. Communication Technology Use by Caregivers of Adolescents With Mental Health Issues: Systematic Review. JMIR Mhealth Uhealth. 2020;8(8):e13179. https://doi.org/10.2196/13179.
14. Lavender V., Gibson F., Brownsdon A., Fern L., Whelan J., Pearce S. Health professional perceptions of communicating with adolescents and young adults about bone cancer clinical trial participation. Support Care Cancer. 2019;27(2):467–475. https://doi.org/10.1007/s00520-018-4337-4.
15. Katsivarda C., Assimakopoulos K., Jelastopulu E. Communication-based suicide prevention after the first attempt. A systematic review. Psychiatriki. 2021;32(1):51–58. https://doi.org/10.22365/jpsych.2021.003.
16. Mao Y., Ning W., Zhang N. et al. The Therapeutic Relationship in China: A Systematic Review and Meta-Analysis. Int J Environ Res Public Health. 2021;18(7):3460. https://doi.org/10.3390/ijerph18073460.
17. Kraft-Todd G.T., Reinero D.A., Kelley J.M. et al. Empathic nonverbal behavior increases ratings of both warmth and competence in a medical context. PLoS One. 2017;12(5):e0177758. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0177758.
18. Lee S.E., Choi J., Lee H. et al. Factors Influencing Nurses' Willingness to Speak Up Regarding Patient Safety in East Asia: A Systematic Review. Risk Manag Healthc Policy. 2021;14:1053–1063. https://doi.org/10.2147/RMHP.S297349.
19. Mendez M.P., Patel H., Talan J. et al. Communication Training in Adult and Pediatric Critical Care Medicine. A Systematic Review. ATS Sch 2020;1(3):316–330. https://doi.org/10.34197/ats-scholar.2019-0017RE.
20. de Soysa Mata Á.N., de Azevedo K.P.M., Braga L.P. et al. Training in communication skills for self-efficacy of health professionals: a systematic review. Hum Resour Health. 2021;19(1):30. https://doi.org/10.1186/s12960-021-00574-3.
21. Gutiérrez-Puertas L., Márquez-Hernández V.V., Gutiérrez-Puertas V. et al. Educational Interventions for Nursing Students to Develop Communication Skills with Patients: A Systematic Review. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(7):2241. https://doi.org/10.3390/ijerph17072241.
22. Hsiao Y.L., Bass E.B., Wu A.W. et al. Implementation of a comprehensive program to improve coordination of care in an urban academic health care system. J Health Organ Manag. 2018;32(5):638–657. https://doi.org/10.1108/JHOM-09-2017-0228.
23. Doherty C., Stavropoulou C. Patients' willingness and ability to participate actively in the reduction of clinical errors: a systematic literature review. Soc Sci Med. 2012;75(2):257–263. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2012.02.056.
24. Kovacs Burns K., Bellows M., Eigenseher C., Gallivan J. 'Practical' resources to support patient and family engagement in healthcare decisions: a scoping review. BMC Health Serv Res. 2014;14:175. https://doi.org/10.1186/1472-6963-14-175.
25. Lippke S., Wienert J., Keller F.M. et al. Communication and patient safety in gynecology and obstetrics - study protocol of an intervention study. BMC Health Serv Res. 2019;19(1):908. https://doi.org/10.1186/s12913-019-4579-y.
26. Nguyen N., Watson W.D., Dominguez E. Simulation-Based Communication Training for General Surgery and Obstetrics and Gynecology Residents. J Surg Educ. 2019;76(3):856–863. https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2018.10.014.
27. Good M.M., Tanouye S. Social Media Superpowers in Obstetrics and Gynecology. Obstet Gynecol Clin North Am. 2021;48(4):787–800. https://doi.org/10.1016/j.ogc.2021.07.007.
28. Johnson G.J., Kilpatrick C.C., Zaritsky E. et al. Training the Next Generation of Obstetrics and Gynecology Leaders, A Multi- Institutional Needs Assessment. J Surg Educ. 2021;78(6):1965–1972. https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2021.06.010.
29. Batsis J.A., DiMilia P.R., Seo L.M. et al. Effectiveness of Ambulatory Telemedicine Care in Older Adults: A Systematic Review. J Am Geriatr Soc. 2019;67(8):1737–1749. https://doi.org/10.1111/jgs.15959.
30. Brody C., Star A., Tran J. Chat-based hotlines for health promotion: a systematic review. Mhealth. 2020;6:36. https://doi.org/10.21037/mhealth-2019-di-13.
31. Buvik A., Bugge E., Knutsen G. et al. Quality of care for remote orthopaedic consultations using telemedicine: a randomised controlled trial. BMC Health Serv Res. 2016;16(1):483. https://doi.org/10.1186/s12913-016-1717-7.
32. Daniel F., Jabak S., Sasso R. et al. Patient-Physician Communication in the Era of Mobile Phones and Social Media Apps: Cross-Sectional Observational Study on Lebanese Physicians' Perceptions and Attitudes. JMIR Med Inform. 2018;6(2):e18. https://doi.org/10.2196/medinform.8895.
33. Gonçalves-Bradley D.C., J Maria A.R., Ricci-Cabello I. et al. Mobile technologies to support healthcare provider to healthcare provider communication and management of care. Cochrane Database Syst Rev. 2020;8(8):CD012927. https://doi.org/10.1002/14651858.CD012927.pub2.
34. Ruth P., Emma F., Charlotte P. et al. Inequalities in General Practice Remote Consultations: A Systematic Review. BJGP Open. 2021;12(12):1–12. https://doi.org/10.3399/BJGPO.2021.0040
35. Rønning SB, Bjørkly S. The use of clinical role-play and reflection in learning therapeutic communication skills in mental health education: an integrative review. Adv Med Educ Pract. 2019;10:415–425. https://doi.org/10.2147/AMEP.S202115.
Рецензия
Для цитирования:
Амлаев КР, Бакунц СА, Кузьмина ЕМ, Хрипунова АА, Дахкильгова ХТ. Сравнительный анализ мнения врачей и пациенток акушерско-гинекологического профиля по вопросам коммуникации. Уральский медицинский журнал. 2022;21(5):9-17. https://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-5-9-17
For citation:
Amlaev KR, Bakunts SA, Kuz'mina EM, Khripunova AA, Dahkilgova KT. Comparative analysis of the opinion of physicians and patients of the obstetric and gynecological clinics on communication issues. Ural Medical Journal. 2022;21(5):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-5-9-17