Preview

Уральский медицинский журнал

Расширенный поиск

Оценка студентами аудиторных занятий по госпитальной терапии без контакта с пациентами в условиях пандемии COVID-19

https://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-3-82-87

Аннотация

Введение. Работа посвящена оценке мнения студентов об использовании в условиях текущей образовательной практики методики деловой игры, модифицированной для проведения практического занятия по госпитальной терапии в очной форме в помещениях вуза вне клинической базы, что исключало возможность работы с реальными пациентами. Материалы и методы. В пилотном проекте на условиях добровольного согласия приняли участие 28 студентов шестого курса лечебно-профилактического факультета. Мнение студентов о предложенной форме занятий было оценено в анонимной анкете с использованием интернет-платформы Google Forms. В процессе занятия каждый студент последовательно выступал в роли пациента, врача, эксперта страховой компании при разборе клинической ситуации, сформированной на основании фонда оценочных средств и универсальной инструкции для стандартного пациента. Формы обратной связи позволили объективизировать оценки овладения необходимыми компетенциями и выявить основные проблемы в освоении навыков коммуникации, обследования, медицинской сортировки и принятии научно обоснованных клинических решений, обусловленные вынужденным переходом на дистанционный формат обучения, а также определить объем и перечень коррекционных мер, направленных на повышение качества подготовки выпускников медицинского университета. Результаты и обсуждение. Респонденты позитивно оценили предложенную форму проведения практического занятия в условиях недоступности контакта с пациентами. Однако отметили существенные трудности исполнения как роли стандартизированного пациента, так и врача или эксперта страховой компании. Заключение. Экстренная пилотная апробация модели проведения очных практических занятий, основанная на технологии «стандартизированного пациента» и деловой игре «пациент – врач – эксперт страховой компании» позволила обучающимся осознать основные проблемы в освоении навыков коммуникации, обследования, медицинской сортировки и принятии научно обоснованных клинических решений, обусловленные вынужденным переходом на дистанционный формат обучения. Полученные результаты позволят определить объем и перечень коррекционных мер, направленных на повышение качества подготовки выпускников медицинского университета.

Об авторах

А. А. Попов
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Артем Анатольевич Попов – доктор медицинских наук, доцент

Екатеринбург



В. Л. Думан
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Вячеслав Львович Думан – доктор медицинских наук, доцент

Екатеринбург



В. А. Миронов
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Владимир Александрович Миронов – доктор медицинских наук,
профессор

Екатеринбург



А. В. Акимова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Анна Валерьевна Акимова – доцент кафедры

Екатеринбург



Д. Ф. Хусаинова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Диляра Феатовна Хусаинова – кандидат медицинских наук,
доцент

Екатеринбург



Список литературы

1. Амлаев К. Р., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. [и др.]. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176–185.

2. Казанцева А. В., Набойченко Е. С., Муратова А. А., Таскина Е. К. Оценка тенденций изменения кадровой ситуации в первичном звене здравоохранения Свердловской области // Уральский медицинский журнал. 2021; 20 (6) : 4–13. DOI:10.52420/2071-5943-2021-20-6-4-13.

3. Сетко Н. П., Булычева Е. В. Особенности психоэмоционального состояния у студентов медицинского университета в условиях дистанционного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 109–115. DOI:10.33029/222Q-84.53-2021-12-1-109-115.

4. Теплякова О. В., Изможерова Н. В., Попов А. А., Кадников Л. И. Удовлетворенность студентов V и VI курсов лечебно-профилактического факультета дистанционным обучением в период новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 77–87.

5. Давыдова Н. С., Попов А. А., Макарочкин А. Г., Дьяченко Е. В., Самойленко Н. В., Новикова О. В. «Стандартизированный пациент» как симуляционная технология обучения и оценки эффективной коммуникации будущих врачей. Виртуальные технологии в медицине. 2017. № 1 (17). С. 58–59.

6. Лисовский О. В., Гостимский А. В., Лисица И. А., Новак К. Е., Карпатский И. В., Завьялова А. Н. Клинические сценарии в подготовке врача-педиатра // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 41–54. DOI:10.24411/2220-8453-2020-13004.

7. Сиденков М. К., Литвиненко В. В., Сиденкова А. П. Гетерогенность мотивационных профилей лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, и лиц, получающих профессиональное медицинское образование. Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2021. № 3. С. 33–36.

8. Попов А. А., Теплякова О. В., Дьяченко Е. В., Давыдова Н. С. Стандартизированный пациент как ключевое звено оценки профессиональной пригодности выпускника медицинского вуза: введение в проблему // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 20–27. DOI:10.24411/2220-8453-2019-11002.

9. Попов А. А., Думан В. Л., Архипов К. В., Борисов Ю. Н., Палабугина П. А. Оценка готовности врачей и выпускников медицинского университета к применению дистанционных технологий в электронной образовательной среде. В сб. : Актуальные проблемы современной эндокринологии. Материалы XI Научно-практической конференции эндокринологов Уральского федерального округа России / под редакцией Т. П. Киселевой. Екатеринбург, 2021. С. 51–56.

10. Flugelman M. Y. History-taking revisited: Simple techniques to foster patient collaboration, improve data attainment, and establish trust with the patient. GMS JMed Educ. 2021; 38 (6) : Doc109. DOI:10.3205/zma001505.

11. Bowen JL. Educational strategies to promote clinical diagnostic reasoning. N Engl J Med. 2006 Nov 23; 355 (21) : 2217–25. DOI: 10.1056/NEJMra054782. PMID: 17124019.

12. Попов А. А. Оценка овладения профессиональными компетенциями по модулю ревматологии в процессе моделирования взаимодействий врача, пациента и эксперта страховой организации. Вестник Челябинской областной клинической больницы. 2016. № 3 (33). С. 81–82.

13. Татур Ю. Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования : учеб. пособие / Ю. Г. Татур; [авт. гл. 6 В. И. Солнцев]. М. : Изд-во МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. 263 с.

14. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 12.12.2021).

15. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/71732844/ (дата обращения: 12.12.2021).

16. Vogelsang M., Rockenbauch K., Wrigge H., Heinke W., Hempel G. Medical Education for «Generation Z»: Everything online?! – An analysis of Internet-based media use by teachers in medicine. GMS J Med Educ. 2018 May 15; 35 (2) : Doc 21. DOI:10.3205/zma001168.PMID:29963611;PMCID:PMC6022581.

17. Лазаренко В. А., Калуцкий П. В., Дремова Н. Б., Овод А. И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения = Adaptation of Higher Medical Education to the Conditions of Digitalization of Healthcare / В. А. Лазаренко // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал. 2020. № 1. С. 105–115.

18. Абдуллаева У. К. Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 29–33.

19. Обоскалова Т. А., Кудрявцева Е. В., Коваль М. В. Исследование влияния дистанционного обучения в период пандемии инфекции COVID-19 на образ жизни и качество образования студентов медицинского вуза. Опыт кафедры акушерства и гинекологии. Уральский медицинский журнал. 2021; 20 (1) : 103–108. https://doi.org/10.52420/2071-5943-2021-20-1-103-108.

20. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Версия 13.1 (17.11.21). URL : https://edu.rosminzdrav.ru/covid-190-for-all/ (дата обращения12.12.2021).

21. Малыгина О. Г., Лей хтер С. Н., Лепешкин С. Ю., Бажукова Т. А. Опыт использования деловой учебной игры у студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 3. С. 35–42. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-35-42.


Рецензия

Для цитирования:


Попов АА, Думан ВЛ, Миронов ВА, Акимова АВ, Хусаинова ДФ. Оценка студентами аудиторных занятий по госпитальной терапии без контакта с пациентами в условиях пандемии COVID-19. Уральский медицинский журнал. 2022;21(3):82-87. https://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-3-82-87

For citation:


Popov AA, Duman VL, Mironov VA, Akimova AV, Khusainova DF. Student assessment of classroom-based non-contact hospital therapy in a COVID-19 pandemic. Ural Medical Journal. 2022;21(3):82-87. (In Russ.) https://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-3-82-87

Просмотров: 857


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2071-5943 (Print)
ISSN 2949-4389 (Online)