Preview

Уральский медицинский журнал

Расширенный поиск

Медицинский стресс у детей: особенности возникновения и преодоления

https://doi.org/10.25694/URMJ.2018.12.32

Аннотация

В статье рассмотрен медицинский стресс как особый феномен, имеющий как физиологические, так и психологические характеристики. В результате обзора литературных источников и теоретического анализа дифференцированы некоторые биологические и психологические факторы возникновения стрессовых реакций у детей при патологических процессах и во время медицинских манипуляций. рассмотрено влияние медицинского стресса на дальнейшее психическое развитие и риск возникновения деструктивных личностных изменений. Проанализированы подходы к преодолению медицинского стресса у детей в условиях амбулаторного или стационарного лечения. описаны психологические технологии, эффективные для формирования эффективных копинг-стратегий.

Об авторах

Е. В. Хлыстова
ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный университет» имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Россия


А. П. Маршалкин
ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет"
Россия


А. Ф. Чернавский
ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный университет» имени первого президента России Б.Н. Ельцина; МАУ «СП № 12», г. Екатеринбург
Россия


Список литературы

1. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М: Прогресс, 1979. - 123 С.

2. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. Селье Г. На уровне целого организма. Пер. с англ. М: Наука, 1972.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 С.

4. Леонова А.Б., Величковская С. Б. // Субъективный образ профессиональной среды как регулятор развития стресса. Тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / Под ред. В.И. Панова. М.: Экопсицентр РОСС. - 329 С.

5. Киреев С.С. Боль и стресс у новорожденных (обзор литературы) // ВНМТ. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bol-i-stress-u-novorozhdennyh-obzor-literatury (дата обращения: 04.10.2018).

6. Скворцов И.А., Ермолаенко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 368с. ил.

7. Walter-Nicolet E., Annequin D., Biran V., Mitanchez D., Tourniaire B. Pain management in newborns: from prevention to treatment // Paediatr Drugs. 2010. Vol. 12(6). P. 353-365.

8. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа [Электронный ресурс] / Ранк О.- Электрон. текстовые данные.- М.: Когито-Центр, 2009.- 239 С. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15313.html.- ЭБС «IPRbooks»

9. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 С.

10. Трушкина С. В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 3(85). - С. 24-31

11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 398 С. - (Мастера психологии). - Библиогр.: С. 386-389.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособ. для студ. высш. проф. образования / Д.Б. Эльконин; - 6-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2011 - 384 С.

13. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. Москва. Медицина. 1985 Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 288 с, ил. - В пер.: 1 р. 30 к. - 25 000 экз.

14. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2003- 384 С.

15. Рассказова П.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82-118.

16. Китаев-Смык Л.А. 'Психология стресса' - Москва: Наука, 1983 - С. 368

17. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 С.

18. Методические рекомендации по медико-психологическому изучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях оказания амбулаторно-поликлинической помощи / И.А. Филатова, А.П. Маршалкин, М. М. Ицкович, Е.В. Хлыстова; ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». - Екатеринбург: Издательский Дом "Ажур", 2017. - 146 С.

19. Нозикова Н.В. Развитие системных представлений в практике работы с семьей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 125-135.

20. Зарезнова Алена Валерьевна Актуальные проблемы оказания психологической помощи в медицинских учреждениях // Огарёв-Online. 2014. № 1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article /n/aktualnye-problemy-okazaniya-psihologicheskoy-pomoschi-v-meditsinskih-uchrezhdeniyah (дата обращения: 04.10.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Хлыстова ЕВ, Маршалкин АП, Чернавский АФ. Медицинский стресс у детей: особенности возникновения и преодоления. Уральский медицинский журнал. 2018;(12):102-106. https://doi.org/10.25694/URMJ.2018.12.32

For citation:


Khlystova EV, Marshalkin AP, Chernavsky AF. Medical stress in children: features of emergence and overcoming. Ural Medical Journal. 2018;(12):102-106. (In Russ.) https://doi.org/10.25694/URMJ.2018.12.32

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2071-5943 (Print)
ISSN 2949-4389 (Online)